Используемые методические приемы триз, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствуют Формированию у детей элементарных математических представлений .
большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. основной упор в обучении отводим самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.
в ходе занятия дети получают знания и навыки благодаря эФФективности технологии триз. наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:
1. мозговой штурм.
метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.
этот метод позволяет Формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.
2. морФологический анализ.
Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.
3. синектика.
личностное уподобление /эмпатия/ ? умение сопереживать объекту.
символическая аналогия – использование символов, сравнений для характеристики объекта.
прямая аналогия поиск сходных процессов в других областях знаний.
4. системный оператор.
побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее .
использование специальных триз-игр
в целях математического развития детей рекомендуется проводить игры типа «хорошо – плохо», «что во что входит», «Фокусировка», «выбери троих» и т.д. и игры, составленные педагогом с использованием элементов триз на основе известных детям сюжетов. проанализируем суть триз-технологии в данных играх.
«хорошо – плохо». берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.
например, в качестве объекта выбирается треугольник. положительные ассоциации детей – похож на крышу дома, устойчивый; отрицательные – не катается, колется.
«что во что входит». педагог задает 3 объекта, находящиеся в связи «надсистема – система – подсистема»; дети выявляют и обосновывают эту связь. затем добавляются еще объекты, показывающие относительность понятий «надсистема», «система», «подсистема».
например, заданы объекты – единица, десяток, сотня. добавляется надсистема – тысяча, подсистема – доли.
«Фокусировка». педагог задает Фокальные объекты (от 1 до 3) и предмет усовершенствования; игроки переносят признаки и их значения с Фокальных объектов на предмет, требующий усовершенствования, т.е. происходит акцентирование свойств произвольных объектов на предмете усовершенствования.
например, выбран Фокальный объект – слон, предмет усовершенствования – конФета. слон – большой, серый, хороший, сильный (полезный). значит идеальная конФета – большая, хорошая (вкусная), полезная.
«выбери троих». из трех случайных слов нужно выбрать два и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.
например, названы слова: «круг», «четыре», «маленький»; дети предполагают, что в игре могут использоваться 4 маленьких круга как тарелки для кукол или колеса у машинки.
детей делят на группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов – ее участников или свидетелей. среди свойств объекта надо найти отличающие его от других объектов и определяющие специФическую точку зрения на события.
например, составить рассказ от имени числа пять как части таблицы сложения, изучаемой в среднем дошкольном возрасте.
«да - нет». педагог загадывает какой-то «секрет», дети его разгадывают. для этого задают вопросы в такой Форме, чтобы педагог мог ответить «да» или «нет» (разрешается отвечать также «да», «нет», «и, да и нет», «это не существенно», «об этом нет инФормации»).
например, задумано число из первых пяти циФр (4). дети задают вопрос: это число четное? при любом ответе второй вопрос будет такой: число больше двух? если число нечетное и больше двух, задается последний вопрос: это 3? «секрет» разгадан.
«маленькие человечки». выбранное заранее явление или предмет представляется состоящим из множества маленьких человечков, которые могут думать, производить действия, вести себя по-разному. у человечков разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. игра позволяет детям увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов-систем и их элементов, особенно, если на место человечков они поставят самих себя .
произвольный преФикс.
дети любят придумывать новые слова – предложите им один из способов словотворчества – деФормирование слова за счет ввода в действие преФикса – предлога.
ход игры: вспомните морФологический анализ. на одном из векторов расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. сочетание, полученное, соединением предлога и слова обговариваются, сочиняются с ним предложение и далее рассказ.
можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительное; корова, а «трехкорова» ? это какая? сколько она дает молока, сколько у нее голов, ног, хвостов? полный простор для Фантазии.
неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам – полу, четверть. например, ложка – полуложка: это может быть положки, а как ею пользоваться? а может взять по Функциям – несет ложка еду только до половины, как быть?
указанные игры адаптированы для образовательных целей методами триз и носят многоФункциональный характер: вырабатывают навыки понимания ребенком новой ситуации; умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр; способность отделять свойства объекта от его носителя и переносить их на себя или другой объект.
обучение детей дошкольного возраста элементам триз мы проводили со студентами в дошкольных учреждениях г. абакана и черногорска. методы и приемы триз используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.
поскольку нам удалось реализовать свои замыслы не в полной мере – эта работа будет продолжена с учетом дальнейших творческих находок.
литература
1. страунинг, а.м. программа по триз-ртв для детей дошкольного возраста «росток», 1том: учебно-методическое пособие. – обнинск: изд. «принтер», 200. – 204с.
2. http://festival.1september.ru/articles/314082/